Погода
Астана 0 °С
Алматы 0 °С
Курс валют
USD 421.58
EUR 496.83
RUB 5.53
CNY 62.20

Развитие электронной торговли ускорилось в Казахстане

28 Июля 2020 15:48

НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – Сегодня в условиях распространения коронавируса во всем мире, в том числе и в Казахстане, увеличился объем электронной торговли. Наши граждане в полной мере ощутили все преимущества такого вида приобретения необходимых товаров. О том, что необходимо для дальнейшего развития онлайн-торговли и каких результатов намерены добиться в нашей стране, шла речь на заседании Правительства, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Как отметил на заседании Правительства первый вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин, сейчас произошел массовый переход экономики в онлайн-режим.

«Мы все стали более активно использовать различные сервисы. Для того, чтобы население соблюдало карантинные меры, мы видим развитие сферы электронной коммерции. За 6 месяцев этого года количество интернет-покупок в интернет-магазинах достигло 20 млн товаров - в два раза увеличилось. Электронная коммерция влияет на соблюдение населением социального дистанцирования», - сказал Багдат Мусин.

По его словам, сегодня популярным среди населения является рынок электроники. Однако наблюдается снижение покупок одежды и косметики. При этом население стало больше покупать продукты питания, лекарства, детские товары в онлайн-режиме. Производство множества товарных позиций, актуальных во время карантина, имеется.

«Соответственно, предлагается активно поработать над выводом казахстанских производителей в онлайн. В период пандемии активно развивающимися рынками стали фудтех и фармтех. Например, покупки продуктов питания в казахстанском супермаркете arbuz.kz выросли до семи раз в период с апреля по июнь по сравнению с 2019 годом. Для дальнейшего появления онлайн-сервиса продуктов питания в регионах мы с а arbuz.kz, сhocofood.kz и другими игроками рынка будем обучать местных предпринимателей онлайн-продажам», - отметил первый вице-министр.

В свою очередь министр торговли и интеграции Бахыт Султанов отметил, что многие казастанцы сегодня поняли преимущества и удобства онлайн-покупок и привыкают к ним. Очевидно, что данная тенденция сохранится в дальнейшем.

«Потребители сейчас стали больше фокусироваться на качестве товаров. Согласно международным отчетам, 40% опрошенных потребителей выбирают товар, исходя из надежности бренда. Большинство компаний в сфере электронной торговли отмечают, что основными факторами удержания клиента становятся актуальность данных о наличии товаров, быстрая обработка и доставка товаров до клиента», - пояснил Бахыт Султанов.

Глава Минторговли отметил наблюдающееся усиление международного сотрудничества между странами для развития трансграничной онлайн-торговли и логистики.

«Пандемия COVID-19 привела к значительному росту онлайн-торговли и увеличило продажи по каналам B2C (business-to-consumer, бизнес для потребителя - ред.) в цепочке современных бизнес-процессов, и это звено строит бизнес-отношения следующего плана взаимодействий: «Бизнес-клиент. Повышение активности розничной торговли через интернет происходит в период вспышек заболеваемости и карантина. Увеличение продаж по каналам B2C особенно заметно в онлайн-продаже медикаментов, предметов домашнего обихода и продуктов питания. В Казахстане действуют более 2 тыс. интернет-магазинов. Однако для получения налоговых льгот в виде освобождения от уплаты подоходного налога зарегистрирован всего 601 интернет-магазин», - добавил Бахыт Султанов.

Было отмечено, что, по данным АО «Казпочта», объем рынка электронной торговли за первое полугодие 2020 года составил 435 млрд тенге. Это составляет 9,4% от общего объема розничной торговли. До конца этого года ожидается 900 млрд тенге. К 2022 года этот показатель достигнет 1,9 трлн тенге, составляя около 13% от общего объема розничной торговли.

«За время карантина наблюдалось увеличение онлайн-торговли и проведения платежных операций. Согласно данным Национального банка по состоянию на 1 мая 2020 года, объём безналичных операций в стране увеличился более чем в 2,5 раза и составил приблизительно 7,5 трлн тг (в 2019-м — 2,8 трлн тг). Задачей, поставленной ранее, было довести долю электронной торговли в общей розничной торговле до 10% к 2025 году. Однако в нынешних условиях карантина мы наблюдаем существенный рост в онлайн-покупках, который приблизил нас уже в этом году к целевому показателю 2025 года», - сообщил Бахыт Султанов.

Министр торговли подчеркнул, что будет продолжена работа по сохранению темпов развития электронной торговли посредством проведения агрессивной политики. В частности, начался пересмотр целевого показателя доли электронной торговли до 15% к 2025 году, который будет отражен в Государственной программе развития торговли 2021-2025.

«Но, несмотря на рост доли электронной торговли, у нас до сих пор существуют барьеры для дальнейшего полноценного перехода на онлайн: такие проблемы как высокая доля теневой экономики, высокая комиссия по межбанковским платежам, эквайринга, неготовность малых и средних предприятий, несвоевременная доставка товаров», - обозначил Бахыт Султанов.

Для полноценного увеличения существующих темпов роста электронной торговли, по его словам, необходимо дальнейшее совершенствование нормативного и технического обеспечения.

«Оказана прямая поддержка по продвижению на интернет-платформах начинающим и опытным предпринимателям. Сегодня мы прорабатываем страновые партнерства по выводу наших казахстанских компаний на международные торговые онлайн-площадки: Alibaba, Amazon, Яндекс, Озон, Shopify. Например, отобрано 50 компаний для предоставления доступа на платформу Alibaba в качестве «золотого поставщика». Данный премиальный статус обеспечивает доступ к глобальной аудитории, возможность комплексного продвижения внутри маркетплейса. Принимаются меры, направленные на поддержку казахстанских цифровых торговых площадок, которые развиваются быстрыми темпами, особенно в условиях распространения коронавируса», - рассказал Бахыт Султанов.

Согласно озвученным данным, сегодня на рынке функционируют 13 платформ. Такие маркетплейсы, как Kaspi, Chocofamily, Technodom, Mechta и другие, имеют порядка 20 категорий товаров и услуг.

Так, например, сумма заказов национального лидера Kaspi-магазин за первое полугодие 2020 года увеличилась почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«В целях дальнейшего развития электронной торговли просим поддержать изменение в Налоговом кодексе - освобождение от уплаты КПН и ИПН для индивидуальных предпринимателей в случае, если доходы от осуществления электронной торговли составляют не менее 40% от совокупного годового дохода. Для стимулирования использования безналичных платежей требуется проработать совместно с Национальным банком вопросы снижения комиссии межбанковских переводов, эквайринга, а также развивать новые небанковские платежные системы», - добавил Бахыт Султанов.

Сегодня тема маркетплейсов по защите прав потребителей является трендовой на повестке ВТО, ЕАЭС и ОЭСР.

В Минторговли сообщили, что совместно с Международным торговым центром (ITC) реализуется масштабный 4-летний проект «Ready4Trade Central Asia».

Его цель - поддержка развития внутрирегиональной и международной торговли пяти стран Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан).

Проект включает в себя компонент по развитию электронной торговли и направлен на наращивание потенциала МСБ для выхода на цифровые рынки и укрепление сектора, способствующего развитию электронной торговли (включая логистику, электронные платежи ИТ-услуги).

По итогам обсуждений Премьер-Министр РК Аскар Мамин дал несколько поручений. В частности, в связи с необходимостью обеспечить защиту интересов потребителей в онлайн-торговле Министерству торговли совместно с Министерством национальной экономики поручено активизировать работу по запуску единой платформы приема жалоб и предложений потребителей по принципу «одного окна» и наладить эффективную обратную связь.

Министерству торговли совместно с Министерством труда, НПП «Атамекен» и с крупными интернет-магазинами поручено разработать специальную программу по обучению предпринимателей эффективному ведению онлайн-торговли, в том числе активно вовлекая молодежь.

Для поддержки и стимулирования отечественной онлайн-торговли министерствам цифрового развития и торговли совместно с Банком развития Казахстана поручено проработать вопросы кредитования онлайн-бизнеса.

Министерству цифрового развития поручено форсировать разработку соответствующего законопроекта и представить на рассмотрение Правительства в этом году.



Автор Серик Сабеков
Ключевые слова: Правительство РК, Экономика,
Наверх