Погода
Астана -2 °С
Алматы -8 °С
Курс валют
USD 332.21
EUR 391.74
RUB 5.57
CNY 50.08

Жемчужина средневекового зодчества - мавзолей Айша-биби

12 Октября 2017 11:14 2527

ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - Единственный облицованный резной терракотой архитектурный памятник в Казахстане и Средней Азии - мавзолей Айша-биби в восемнадцати километрах от Тараза, внесен в список особо ценных историко-архитектурных памятников человечества, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Датируется мавзолей-усыпальница Айша-биби XI-XII веками Его называют «жемчужиной средневекового зодчества», а связанная с ним легенда известна каждому жамбылцу. Приезжают сюда государственные деятели, съемочные группы, туристы, целители. Многочисленные паломники приезжают за благословением в семейной жизни и даровании потомства, соблюдая доисламскую традицию - надо обойти мавзолей вокруг по ходу солнца, прежде чем войти внутрь. Красивую и печальную историю непременно рассказывают всем туристам, посещающим эту популярную достопримечательность Жамбылской области, обязательно при этом расшифровывая сохранившуюся надпись на западной колонне арабской вязью: «Осень... Тучи... Земля прекрасна...».


null

Легенда об Айше-биби и хане Карахане такова. «Карахан, знатный человек, приехал однажды в гости к баю Айгоже, где и познакомился с его дочкой, красавицей Айшой, гласит один из вариантов легенды. Молодые приглянулись друг другу. Но Карахан вынужден был спешно покинуть Айшу-биби, узнав о нападении врага на свою родину. Известие о том, что молодые нравятся друг другу, разозлило Айгожу, он запретил дочери видеться с возлюбленным. Айша-биби, не получив в условленное время известий от жениха, решила сама тайком поехать к Карахану в сопровождении верной нянюшки Бабаджи-хатун. Взбешенный отец красавицы отправил вдогонку прислужников со словами: «Если не возвратится, пусть уж лучше умрет». Утомившись долгим путешествием, на берегу реки Аса, которая и сейчас протекает в одноименном селе Жамбылского района, Айша останавливается отдохнуть. Тут подосланные нукеры уговаривают, якобы ради шутки, одну из подруг Айши спрятать в ее одежду змею. Искупавшись, Айша надевает головной убор, и ядовитая змея смертельно кусает красавицу. Узнав о трагедии, Карахан спешно прибывает к реке. Айша-биби умирает у него на руках. Над могилой Айши-биби хан Карахан воздвиг изумительной красоты кумбез.

По другой версии - дочь известного ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани Айша-биби приглянулась правителю Тараза Карахану Мухаммеду. Он попросил ее руки, однако ее воспитатель шейх Айкожы, не дал согласие. И далее аналогично...».
Здание мавзолея Айша-биби отличается великолепием декоративного оформления терракотовыми плитками различной формы и неповторяющегося орнамента. Выполнялись плитки искусными мастерами вручную и насчитывали до 99 узорчатых композиций. В основе орнаментов использованы растительно-геометрические мотивы, в которых скрыта глубокая философия.

По свидетельству аксакалов, в старину, если человек заходил внутрь мавзолея и говорил вполголоса, его можно было слышать на улице на расстоянии 20-25 метров. Разнотональные звуки отдавались эхом, отражаясь от стен. Если разложить кирпичи и ударять по ним металлическим предметом, как по ксилофону, то раздаются музыкальные звуки, составляющие гамму. Секрет «музыкальных» кирпичей в особом их изготовлении и сегодня он утерян. Однако предполагают, что для создания звуковых эффектов кирпичи в старину не обжигали, в глину добавляли медь, золото, животный жир - на сохранившихся оригинальных кирпичах мавзолея кое-где виднеется окислившаяся медь.

По словам старшего научного сотрудника государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники Древнего Тараза» Анны Крокошевой, за тысячу лет, с тех пор как возведено это уникальное творение неизвестного средневекового зодчего, до наших дней дошли в сохранности только часть западного фасада с двумя угловыми колоннами и фрагменты северной и южной стен. С 80-х годов прошлого века мавзолей находился под стеклянным куполом во избежание дальнейшего разрушения. Здание мавзолея претерпело не одну реставрацию.



null

Только в 2005 году, благодаря государственной программе «Культурное наследие», мавзолею вернули первоначальный исторический облик, на реставрационные работы жемчужины средневекового зодчества было выделено 100 млн. тенге. Восстановлением занимались специалисты Туркестанского филиала РГП «Казреставрация». Для реставрационных работ использовалась только сауранская глина, сходная по составу с той, из которой изготавливали кирпичи мавзолея средневековые зодчие. Изразцовые облицовочные плитки сделаны реставраторами, как и много веков назад, вручную для сохранения исторической достоверности.
Отреставрирован и находящийся рядом мавзолей Бабаджи-хатун с его 16-ребристым зонтичным куполом, не имеющим аналогов в среднеазиатской архитектуре. Уникально и внутреннее убранство этого строения.

Когда находишься рядом с этими мавзолеями, чувствуешь неземную легкость, душевное спокойствие, умиротворенность. И в то же время - величественность памятников. Старики утверждают, что это неспроста - ведь в мавзолеях покоятся святые духи.
Драгоценная жемчужина достойна должного обрамления. В 2010 году жамбылская предпринимательница Жумагуль Омарова в рамках социальной ответственности бизнеса осуществила проект ландшафтного дизайна, создав парковую зону «Девичий сад» и вложив в благоустройство архитектурного комплекса не только порядка 115 млн. тенге, но и свою душу. Стиль проекта подчинен идее создания атмосферы уединенности и покоя. Цветовая гамма парковой зоны решена в неброских тонах, соответствующих нежному образу средневековой красавицы Айши-биби. «Мне захотелось создать такое оформление, чтобы человек, который пришел сюда помолиться, почитать, мог уединиться и побыть наедине с собой и Всевышним, чтобы ничто вокруг не отвлекало его от своих мыслей», - рассказывает Жумагуль Омарова.

Мавзолей Айша-биби неразрывно связан с другим памятником среднеазиатской архитектуры - мавзолеем хана Карахана в Таразе, построенном позже, после смерти Карахана. Причем, воздвигнут мавзолей на одной линии с мазаром Айши-биби. По замыслу авторов сооружения, можно было, находясь возле одного мавзолея, увидеть другой.

Loading...

Оставить комментарий

Наверх