Погода
Астана 25 °С
Алматы 29 °С
Курс валют
USD 383.98
EUR 430.63
RUB 6.11
CNY 55.83

С начала 2019 года система ЭВАК спасла жизни трехсот человек

5 Мая 2019 16:26 1211

НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Государственная автоматизированная информационная система экстренного вызова при авариях и катастрофах (ЭВАК) была официально введена в промышленную эксплуатацию 21 января 2019 года. 

Но мнения о нужности системы ЭВАК разделяются. О том, насколько эффективна сегодня кнопка SOS на транспорте, что мешает ее внедрению в нашей стране, в интервью корреспонденту МИА «Казинформ» рассказал заместитель директора Института космической техники и технологий Национального центра космических исследований и технологий Денис Еремин.


null 

- Денис Иванович, недавно читала в прессе отрицательные комментарии некоторых авто импортеров, чем Вы это объясните?

- ЭВАК - это система, повышающая безопасность автомобиля. У нас в стране ситуация со смертностью на дорогах сопоставима со слаборазвитыми странами центральной Африки. Чтобы исправить эту ситуацию, руководство страны предпринимает массу усилий, и внедрение системы ЭВАК - один из таких шагов. Внедрение систем безопасности на автомобилях всегда проходит через недовольство некоторых автопроизводителей, которые предпочитают экономить на безопасности наших автовладельцев. Вспомните, сколько времени прошло с момента изобретения до массового внедрения ремней безопасности - десятки лет. В Казахстане не та ситуация, чтобы пассивно наблюдать, как гибнут на дорогах наши с вами соотечественники, поэтому системы, повышающие безопасность автомобилей в Казахстане, сделали с 1 января 2017 года обязательными. Это не только система ЭВАК. Например, тогда же стала обязательной для всех новых автомобилей водительская подушка безопасности.


- Получается, проблема в том, что нужно устанавливать систему ЭВАК в автомобилях? Расскажите, как, в общих чертах, работает система ЭВАК?

- Есть государственная часть системы, которая принимает и обрабатывает экстренные вызовы: там создана соответствующая инфраструктура, круглосуточный колл-центр, дежурные операторы ЕДДС112 во всех областных центрах и много другого. А есть второй сегмент системы - УВЭОС, устройство вызова экстренных оперативных служб (или как называют в народе SOS-кнопка), который автопроизводитель должен ставить самостоятельно. Требования к этому устройству прописаны в том же техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств».

По факту это устройство представляет из себя такой телефон супермена - оно выдерживает сильнейшие удары, сохраняет работоспособность после удара в течение двух часов при температуре минус сорок градусов и, наверное, самое главное - это устройство может выходить на связь через любого оператора сотовой связи Казахстана. Более того, экстренный вызов от SOS-кнопки ЭВАК проходит в абсолютно приоритетном режиме с максимально возможным качеством!


null 

- Действительно ли SOS-кнопка является обязательной для всех без исключения владельцев автомобилей?

- SOS-кнопка, или точнее устройство вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС), является обязательным только для тех автомобилей, которые впервые встают на учет в Республике Казахстан. Требование об обязательном оснащении УВЭОСами новых автомобилей вступило в силу 1 января 2017 года, а решение об этом было принято еще в 2013 году при подписании Казахстаном технического регламента 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Таким образом и автопроизводители, и авто импортёры уже давно в курсе этих требований. Другое дело, что для автопроизводителей и импортеров это дополнительные затраты, а вкладывать средства в повышение безопасности автомобилей большинство автопроизводителей не хочет. Хотя, конечно, не все такие, есть и замечательные исключения. Например, завод Азия-Авто, производящий популярные у нас автомобили марок Лада, Киа, Шкода, ответственно подходят к своей работе, у них с системой ЭВАК нет никаких проблем - все работает, и водители этих автомобилей уже активно пользуются системой ЭВАК.

- А что делать тем автовладельцам, которые приобрели автомобиль с SOS-кнопкой до 1 января 2019 года, тоже нужно платить?

- Так как система ЭВАК была введена в эксплуатацию только в январе 2019 года, то все автомобили, выпущенные до 2019 года, абсолютно бесплатно были подключены к системе ЭВАК. Можно проверить регистрацию на сайте evak.online, либо просто нажать на SOS-кнопку. В случае, если автомобиль не зарегистрирован, нужно обращаться к дилеру, у которого автомобиль был приобретен.

- Про самое интересное: почему люди должны платить за эту услугу?

-Вы правы, очень многих автовладельцев беспокоит то, что они должны платить за пользование системой ЭВАК. На самом деле автовладельцы, покупающие новый автомобиль у официального дилера, ничего платить не должны! Уже с конвейера автозавода автомобиль должен сходить с работающей системой, иначе он просто не соответствует требованиям технического регламента! Спасение людей в Казахстане через ЭВАК было и будет бесплатным!

- А за что тогда оператор ЭВАК собирает 29 тысяч тенге?

- Дело в том, что в УВЭОС нужно устанавливать специальную сим-карту. В России для автопроизводителей эти сим-карты выпускает АО «ГЛОНАСС», в Казахстане аналогичные сим-карты выпускает оператор системы ЭВАК. Некоторые автопроизводители и автоимпортёры по каким-то своим, внутренним причинам устанавливают в казахстанские автомобили российские сим-карты, покупая их у российского оператора. И складывается парадоксальная ситуация, когда автопроизводитель платит российскому оператору в Россию и при этом хочет бесплатно получать услугу в Казахстане от казахстанского оператора. Особо отмечу, что государство финансирует работу системы только в той части, которая касается работы казахстанских сим-карт.

Поэтому, начиная с января 2019 года, подключение российских сим-карт к казахстанской системе осуществляется на платной основе, за 28 тысяч тенге. Откуда эта цифра - это стоимость звонков в роуминге с российской сим-карты в Казахстане на весь период эксплуатации автомобиля. Тариф абсолютно прозрачен, и все автопроизводители знают, из чего он складывается.

Таким образом, у автопроизводителей и авто импортеров есть выбор, или платить российскому оператору за российскую сим-карту, а затем подключать автомобиль через роуминг к системе ЭВАК за 29 тысяч тенге, или приобрести за 5 тысяч тенге казахстанскую сим-карту и бесплатно подключить автомобиль к ЭВАКу. Например, Камазы отечественной сборки, начиная с этого года, оснащаются исключительно казахстанскими сим-картами. Уже успешно прошло тестирование сим-карт ЭВАК на автомобилях Volkswagen и Нива-Шевроле, так что доводы некоторых автопроизводителей о том, что это сложно или даже невозможно, совершенно несостоятельны, есть те, кто хочет и может.

- Есть конкретные цифры по спасению людей с помощью ЭВАК?

- Вот это самый главный вопрос! Ежедневно колл-центр системы ЭВАК принимает 400-500 вызовов. Конечно, не все из-них экстренные, но мы считаем, что люди обязательно должны нажимать sos-кнопку, чтобы быть уверенными - система работает! А конкретно на нашем счету более трехсот спасенных людей по всему Казахстану! Новости обо всех таких случаях оператор ЭВАК публикует на сайте http://evak.online.

И в завершении хочу еще раз отметить, что функциональность системы ЭВАК была детально проверена и утверждена Межведомственной комиссией в составе представителей всех задействованных в работе системы министерств нашей страны. Было проведено огромное количество испытаний, в результате ЭВАК с начала этого года был принят в промышленную эксплуатацию. Услуга доступна для всех зарегистрированных в системе транспортных средств. Проверить, зарегистрирована ваша машина в системе ЭВАК или нет, можно на сайте evak.online.

- Спасибо Вам, Денис Иванович, за интервью, подробный комментарий и разъяснения. Многие моменты, думаю, стали понятны автовладельцам, которые сделают правильный выбор в пользу государственной системы ЭВАК.

 

Автор Сара Кабикызы
Ключевые слова: ДТП, Транспорт,
Наверх