Погода
Нур-Султан 10 °С
Алматы 11 °С
Курс валют
USD 377.11
EUR 424.21
RUB 5.91
CNY 56.19

Празднование Наурыза имеет древние корни - эксперт из Актобе

22 Марта 2019 11:15 1234

 АКТОБЕ. КАЗИНФОРМ - Главный эксперт института археологии имени Маргулана Арман Бисембаев считает, что праздник весеннего равноденствия Наурыз имеет очень древние корни, передает корреспондент МИА  «Казинформ».

«Мы считаем праздник Наурыз своим, но корнями он уходит к традиции общечеловеческой, общемировой цивилизации. Корни этого древнего праздника восходят к зороастрийскому Новому году. Сохранить его удалось благодаря богатой ритуальной практике и прямой связи с хозяйственной деятельностью скотоводов-кочевников», - считает А.Бисембаев.

Человек еще в эпоху палеолита, в каменном веке начал наблюдать за природой и накапливать определенный объем знаний. И уже тогда он понял, что природа на земле подвержена цикличности. Накопленные знания о природе привели к тому, что человек от завоевателя стал производителем. В эпоху неолита человек переходит к скотоводству и земледелию.      

По словам ученого, у  народов эпохи бронзы и раннего железного века сако-сарматского времени, проживавших на  территории Актюбинской области, можно встретить элементы культуры, связанные с обожествлением солнца, весны, возрождением природы.

К примеру, уникальные наскальные изображения с символами весны и плодородия в Актюбинской области встречаются в пещере Толеубулак у поселка Борлы и у зимовки Кайракты сай в Мугалжарском районе.

«Пещера Толеубулак с наскальными рисунками расположена в западных Мугаджарах (горы) и именно на противоположной стороне этих гор на восточной стороне есть валуны с наскальными изображениями. Эти две стороны древними художниками выбраны не случайно. Восток считался возрождением жизни, а запад - стороной ухода из жизни. Эти места символизируют как бы переход из одной стороны в другую. Конечно, нам сегодня не понять весь глубинный смысл этих рисунков», - говорит ученый.

Также он считает, что к обожествлению природной смены времен года человека подтолкнуло земледелие.

«Земледелие подтолкнуло человека к обожествлению постоянного природного цикла. Слово Наурыз означает «новый день», то есть «снова», «еще раз», «повтор». И совсем не случайно, что большей частью Наурыз коже состоит из растительных продуктов», - говорит А.Бисембаев.



null 

Как отмечает эксперт, у казахов-скотоводов Наурыз мейрамы приобрел еще дополнительный смысл. На конец февраля и начало марта приходился самый проблемный отрезок зимы, который сопровождается падежом скота и буранами. Пережив и пройдя данный период времени года, казахи радовались, что, наконец, наступит лето, что ожидается переход на новое пастбище. 

Известными исследователями-этнографами - С.А.Токаревым, Д.Дж.Фрэзером, Д.Кармышевой подчеркивалась важность весенних ритуалов, связанных с очень древними языческими поверьями и направленными на плодородие и благополучие.

«Подобную символику, еще и с числовой детерминативой имеет главное блюдо Наурыза - наурыз коже, приготовляемое именно из семи компонентов, и означающее пожелание достатка и изобилия в наступающем году. Продукты этого блюда, традиционные в пищевой практике кочевников, по сути, индикатор, показатель национального гостеприимства и щедрости. К этому примыкают особые поверья, связанные с приплодом скота в марте - «наурыз төл». Первый приплод скота этого месяца нуждается в особом уходе, подросших животных не дарят, хотя подарки скотом обычная практика для казахов. Такой скот используют для жертвоприношений во время айта или режут для семьи в торжественных случаях», - рассказывает А.Бисембаев. 

Особое значение имели ритуальные запреты (в этнографии - табу) на неправедные действия - загрязнение природы, преступные деяния. Синонимом наурыза в мусульманской практике был термин «мухаррам», «тыйым» по казахски, точнее «запрет».

Рожденные в марте часто назывались в честь празника - Наурызбай, Наурызбек, Наурызгуль.

Интересно еще одно народное замечание, отраженное в выражении «әз болмай, мәз болмайды». В начале марта по народным поверьям по земле должен пройти гул, означающий, что природа и все живое снова обретают жизненную силу. Выражение дословно означает «пока не прошел «әз» (этот самый гул, особый звук), не радуйся».

 

 

Наверх