Погода
Астана 12 °С
Алматы 20 °С
Курс валют
USD 326.17
EUR 401.25
RUB 5.31
CNY 51.84

Подлинный голос Амре Кашаубаева прозвучал на вечере в Усть-Каменогорске

7 Апреля 2018 18:18 1481

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК. КАЗИНФОРМ - На литературно-музыкальном вечере «Яркая звезда Амре» усть-каменогорцы услышали подлинный голос прославленного казахского тенора Амре Кашаубаева, записанный на фонограф профессором Сорбонны Перно, передает корреспондент МИА «Казинформ». 

Эта уникальная возможность в стенах областной пушкинской библиотеки была предоставлена благодаря презентации новой книги заслуженного деятеля Казахстана, музыковеда Жаркына Шакаримова с аудио-диском «Амре в Париже.

На вечере прозвучало видео-обращение автора книги к участникам мероприятия и голос Амре, записанный на фонограф в 1925 году в Париже. Этот историко-биографический очерк о трагической судьбе выдающегося казахского тенора Амре Кашаубаева выпущен к юбилею великого казахского певца.

В начале ХХ века Амре был первым, кто талантливо представил казахское искусство на Западе. Живое исполнение песен из репертуара Амре прозвучали в исполнении лауреатов международных и республиканских конкурсов Берика Омарова и Мейрамбека Ахметова, Адиль Турганбаев, артиста Куаныш Оралбаева, студента Алпыс Жакиянова. Известный акын-айтыскер Абаш Какенов исполнил арнау, посвященный юбилею великого певца, сообщили в пресс-службе библиотеки.

Активная читательница библиотеки Зейнеп Машкенова рассказала о том, что с автором книги «Амре в Париже» училась в одном классе в селе Сергиополь Аягозского района и гордится такими своими земляками как А.Кашаубаев и Ж.Шакаримов.

На вечере вспоминали о трагической судьбе Амре Кашаубаева и о том, какое особое место в истории, культуре казахского народа занимает имя талантливого самородка.

Почитателей таланта знаменитого певца поздравили с началом отечественного проката нового фильма «Амре» киностудии «Казахфильм» и международной съемочной группы о выдающемся мастерстве незаурядного певца, привлекшего внимание организаторов музыкального конкурса Всемирной выставки в Париже в начале ХХ века. Именно там была сделана запись на фонографе четырех песен Амре, чудом сохранившаяся и дошедшая до наших дней. В те дни выдающийся французский писатель Ромен Роллан выразил проникновенные слова о богатстве и своеобразии казахских народных песен и кюев, собранных в книге «1000 песен» и «500 песен и кюев» А.В. Затаевич.



null

Как уже отмечалось,  Амре Кашаубаев - первый казахский певец, которому довелось выступать с концертами за границей. Амре родился в 1888 году в районе Абралы Семипалатинской области. С ранних лет став кормильцем семьи, он работал кучером, сторожем. В качестве первой профессиональной пробы себя как певца он публично выступил на Кояндинской ярмарке, которая была своеобразным фестивалем казахского устного творчества. Прослушав известных казахских певцов Габбаса Айтбаева, Кали Байжанова, познакомившись с композитором Жаяу Мусой, Амре осознал необходимость совершенствования мастерства. Он обогатил свой репертуар и вернулся в Семипалатинск как профессиональный певец. В 1925 году Амре выступил в этнографических концертах на Всемирной выставке в Париже.

Амре принял также деятельное участие в организации первого казахского профессионального театра. В пьесе Мухтара Ауэзова «Енлик - Кебек» он играл роль пастуха Жанала. В апреле 1927 года Амре дал концертное выступление в Москве, а в июле того же года - во Франкфурте-на-Майне. В 1933 году была организована Музыкальная студия, в которую одним из первых записался Амре.


null

В официальных источниках говорится, что осенью 1934 года талантливый певец заболел и умер, но истинные обстоятельства этой странной смерти в 46 лет до сих пор покрыты тайной.

Редкий певческий дар Амре Кашаубаева не угас до конца его дней. Амре часто выступал по радио с исполнением казахских народных песен, восхищая слушателей красотой и глубиной пения, не менее интересны были его выступления и в театре. Он поражал современников многосторонностью своего дарования. Слушателей восхищал не только превосходный, от природы поставленный голос Амре, но и непосредственность исполнения, и внутренний драматизм, сочетаемые с неповторимой окраской тембра.

 

 

 

Loading...
Наверх