Погода
Нур-Султан 8 °С
Алматы 18 °С
Курс валют
USD 378.90
EUR 422.74
RUB 5.87
CNY 54.80

Нобелевский лауреат о личных автомобилях: Они нам будут не нужны

28 Мая 2018 11:41 1941

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Лауреат Нобелевской премии Рае Квон Чунг (Rae Kwon Chung) в эксклюзивном интервью корреспонденту МИА «Казинформ» рассказал, почему возобновляемые источники энергии уже становятся дешевле ископаемых, зачем отказываться от личных автомобилей и как Казахстан может продавать электроэнергию из чистых источников за рубеж?

- Вопрос, который волнует многих и тормозит развитие «зеленой энергетики»: через какое время «грязное топливо» станет дороже, а энергия возобновляемых источников - дешевле? Пока наблюдается совсем другой процесс.

- На самом деле различие стоимости ископаемых видов топлива и возобновляемых источников энергии становится все более несущественным. В некоторых странах возобновляемые источники энергии уже стали дешевле. Например, при проведении тендера в Абу-Даби выяснилось, что стоимость электроэнергии, производимой крупной солнечной фермой, оказалась ниже, чем от электростанции. Заявочная стоимость энергии на электростанции составила 5 центов за 1 кВт/ч, тогда как солнечная энергия в Абу-Даби стоила от 4 до 5 центов.

В среднем, если размер станции небольшой и расходы на участок земли очень высокие, то, соответственно, цена будет высокой. То есть цены на энергию возобновляемых источников зависят от месторасположения и масштабности. Я полагаю, что для конкуренции в равных условиях потребуется 5-6 лет. В некоторых странах, таких, как Южная Корея, земля очень дорогая. В связи с этим, создание крупномасштабной солнечной фермы или ветроэнергетического парка представляется очень затруднительным. Но Казахстан имеет огромную территорию, и, следовательно, цены на энергию от возобновляемых источников могут быть очень низкими и конкурентоспособными (практически бесплатно).


null

 - Как перестроить города для перехода к возобновляемым источникам?

- Новые большие города копируют стиль американских городов, таких как Лос-Анджелес. В больших американских городах планировка основывается на концепции, что люди могут перемещаться не пешком, а на автомобиле.  Но я считаю, что мы должны сосредоточить внимание на городе, где жители  должны ходить пешком.  Для меня это очень важный момент, поскольку города потребляют большое количество энергии, бесполезно расходуют ее попросту из-за автомобильных пробок. Дорожные заторы, по сути, являются пустой тратой денег и вызывают загрязнение воздуха. Мы должны исключить это.

В связи с этим, устойчивость транспортной системы крайне важна, но нам необходимо изменить то, как мы планируем города. Хорошим примером является бразильский город Куритиба (Curitiba), который изначально был спланирован таким образом, чтобы минимизировать использование личного автомобиля. Город спроектирован в форме круга, и в нем есть специальные полосы для перемещения общественного транспорта. Поэтому, людям не нужно ездить на автомобиле, они все используют автобусы, чтобы попасть в центр города для шоппинга или других целей. Мы должны выстроить такую концепцию устойчивого города.

Сейчас многие говорят об «умном городе», для этого требуется значительная цифровизация. А это, в свою очередь, способствует большому потреблению энергии. Цифровизация также не решит проблему автомобильных пробок и загрязнения воздуха. Поэтому, когда мы строим города, мы должны строить их надлежащим образом, следуя европейской, а не американской модели городов. Также, например, как в древние времена планирование землепользования в наших городах основывалось на небольших площадях, узких улицах, где люди ходили пешком. Если вы попадете в центр какого-нибудь небольшого европейского города, вы увидите, что улицы настолько узкие, что ездить на автомобиле не представляется возможным, потому что город был построен давным-давно. Поэтому люди гуляют там, и нет никакого загрязнения воздуха. Это то, что мы должны усвоить.

Но для города, который уже построен, мы должны сконцентрироваться, по моему мнению, на улучшении его системы общественного транспорта. Это крайне важно. Также мы должны уделить внимание повышению энергоэффективности зданий. Как вы видите, в городе множество зданий. Но эти здания отличаются по энергоэффективности. При наличии хорошей теплоизоляции, можно сохранить большое количество энергии. Во многих европейских городах здания имеют очень хорошую теплоизоляцию. В Германии и Дании здания так хорошо теплоизолированы, что им требуется очень небольшое количество энергии для поддержания комфортной жизни. Но если теплоизоляция плохая, то идут большие потери энергии - через стены, окна и потолок, и придется постоянно поддерживать тепло, используя энергию. Мы должны минимизировать отходы, разделять мусор и улучшить процесс переработки мусора. Это уже другой важный вопрос.

Согласно моей концепции «яблочного города», экологический город - это город, в котором люди ходят пешком и ездят на велосипеде. Таким образом, личный автомобиль становится нашим врагом. Я не вожу автомобиль. Мы скоро откажемся от них. Мы должны проектировать такой город, в котором у людей не будет потребности в личном автомобиле. Только ездить на велосипедах или ходить пешком. Например, как в Копенгагене, Амстердаме, Турине. Во всех небольших городах люди ходят пешком, ездят на велосипеде или используют общественный транспорт, потому что улицы очень узкие.

- Как Вы считаете, является ли Астана «умным городом»?

- Вы можете достичь этого, если приложить массу усилий для цифровизации. Но «умный город» не гарантирует устойчивое развитие города. Устойчиво развивающийся город подразумевает улучшение энергоэффективности, использование возобновляемых источников энергии, сокращение мусора.

- Казахстан планирует довести долю чистой энергии до 30% в общем объеме энергопроизводства до 2030 года. Реальны ли эти цифры? Не считаете ли Вы их недостаточными?

- Я считаю, что Казахстан поставил очень амбициозную цель. Это очень впечатляет, если сравнивать со странами такого же уровня экономического развития. Ее реализация зависит от государственной политики и целенаправленных усилий политического руководства.

Всякий раз приезжая в Астану, я отмечаю, что 20 лет назад никто не верил, что она станет таким великолепным городом. Возможно, вы думали, что это сумасшедшая идея, но теперь вы своими глазами видите, что Астана - великолепный город. То же самое и с «зеленой экономикой» и «зеленой энергетикой». Все зависит от того, каким вы видите ваше будущее. Вчера соучредитель Apple Стив Возняк сказал, что главное - не технологии,  а мотивация. Другими словами, мотивация подразумевает видение и амбиции. Если вы хотите что-то, оно обязательно осуществится, также как Астана. Астана является результатом вашего видения.

Казахстан обладает всеми составляющими успеха в области возобновляемых источников энергии. У вас огромная территория, что дает вам дополнительные преимущества. Я вижу, что Казахстан должен стать экспортером возобновляемой энергии. Например, Монголия также имеет огромную территорию и такие же преимущества. У Монголии амбициозные планы по экспорту солнечной и ветровой энергии в Китай, Японию и Корею. Я считаю, что нет никаких оснований полагать, что Казахстан может справиться с этим хуже, чем Монголия, потому что у вас лучше развита инфраструктура, технологии и промышленность. Поэтому я придерживаюсь мнения, что Казахстан может добиться большего в экспорте возобновляемой энергии на мировой рынок. Все зависит от ваших амбиций и видения, а также твердой позиции руководства страны.

- Спасибо Вам за интервью!

 

***

Рае Квон Чунг - профессор университета Incheon. В прошлом он занимал пост советника по климатическим изменениям в ООН при генсекретаре ООН, а также пост посла по изменениям климата в Республике Корея. В качестве директора по защите окружающей среды в ЭСКАТО он был инициатором концепции «Зеленого роста» - стратегии по устойчивому развитию, целью которой являлось гармонизация экономического роста и стабильность экологии. В 2007 году он получил Нобелевскую премию за усилия по сохранению климата.

Автор: Дамир Байманов
Ключевые слова: АЭФ, 20-летие Астаны, Энергетика,
Наверх