Погода
Астана 8 °С
Алматы 6 °С
Курс валют
USD 389.59
EUR 429.06
RUB 6.05
CNY 55.07

Необходимо ввести понятия «налоговый потенциал» и «налоговый разрыв» - Наталья Годунова

21 Мая 2019 16:10

НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Недопоступление налогов за 2018 год составило 14 процентов по корпоративному подоходному налогу (КПН) и 16 процентов по НДС. Об этом сообщила председатель Счетного комитета РК по контролю за исполнением республиканского бюджета Наталья Годунова в ходе презентации отчета об исполнении республиканского бюджета за 2018 год, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«Анализ результатов автоматизированного камерального контроля, который проводят территориальные налоговые органы, позволяет сделать вывод о наличии системных недостатков, что отражается на объективности и достоверности результатов контроля. Доля налогов, начисленных по его результатам, достаточно низкая», - сказала Н.Годунова.

По ее словам, сопоставление выборочных данных двух информационных систем Министерства финансов - госреестр и ИС Комитета госдоходов, за 2017-2018 годы выявило незадекларированный оборот в сумме 2 миллиарда тенге.

Как считает Н.Годунова, необходимо ввести в бюджетное законодательство понятия «налоговый потенциал» и «налоговый разрыв», которые отражают уровень собираемости налогов и недопоступлений в бюджет, в том числе теневых потоков. Эти показатели используются в мировой практике.

В целом, как сообщила Н.Годунова, размер «налогового разрыва», определенный путем факторного анализа недопоступивших в бюджет налогов, по состоянию на 1 января с нарастающим итогом, составил более 2 триллионов тенге по корпоративному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость. При этом, по оценке экспертов, доля налогового разрыва по отношению к налоговому потенциалу за 2018 год составила 14 процентов по КПН и 16 процентов по НДС.

Глава Счетного комитета также напомнила, что Президентом ставилась задача изыскать резервы для роста экономики. Кроме указанных 2 триллионов тенге, еще 1 триллион тенге может дать совершенствование проектной и строительной деятельности, где остаются невостребованными в трехлетнем периоде более двух третей разработанных и прошедших экспертизу проектов. Эти две трети проектов затем признаются устаревшими или требующими дополнительной экспертизы. Кроме того, стоимость большей части проектно-сметной документации завышается на 15-30 процентов. Также существенная экономия может быть получена, если сократить основания проведения закупок из одного источника и передачи части госзаданий в конкурентную среду.

Автор Мейрамбек Байгарин
Ключевые слова: Другие государственные органы,
Наверх