Погода
Астана 25 °С
Алматы 27 °С
Курс валют
USD 385.42
EUR 424.58
RUB 6.00
CNY 54.31

Налоговая амнистия для МСБ - возврат бизнеса в правовое поле

16 Июля 2019 19:30

НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – В Казахстане официальный срок завершения налоговой амнистии для субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) истекает 31 декабря этого года. По данным Комитета государственных доходов Министерства финансов (КГД МФ) РК, ее потенциальные участники, а это 90 077 налогоплательщиков, имели на 1 октября прошлого года недоимку в размере 210,4 млрд тенге, в отношении них же были наложены пени на общую сумму 122,9 млрд тенге и штрафы на 7,4 млрд тенге. Смогут ли они воспользоваться налоговой амнистией, и насколько активно участвуют субъекты МСБ в этой акции? На эти и другие вопросы отвечает директор департамента аудита КГД МФ РК Жандос Дуйсембиев, передает МИА «Казинформ».


- Жандос Жумабаевич, как Вы оцениваете результаты по списанию долгов первого полугодия текущего года? Дает ли этот процесс положительный эффект на доходы государственного бюджета?

- Как доказывает международный опыт и опыт предыдущих отечественных программ, безусловно, амнистия - это эффективная альтернатива избавиться от груза налоговых обязательств. И налогоплательщики это используют. И все же основная цель - это не пополнение бюджета, а возврат бизнеса в правовое поле, сохранение рабочих мест на действующих предприятиях и оздоровление экономики в сфере малого и среднего бизнеса.

Так как преимущество данной амнистии заключается в снижении на 100% штрафов и ежедневно растущей пени, деловая общественность приветствовала такую инициативу, учитывая значительный размер этого бизнес-сегмента. И органы государственных доходов готовы помочь урегулировать ситуацию в течение срока действия амнистии, то есть до 31 декабря 2019 года.

На 1 июля этого года к программе «Налоговой амнистии для малого и среднего бизнеса» присоединилось 39 330 налогоплательщиков посредством погашения основного долга по налогам - 7,6 млрд тенге. По ним списано пени на 2,1 млрд тенге и штрафов на 180,6 млн тенге.

- В средствах массовой информации, социальных сетях обсуждается относительно слабая динамика проводимой налоговой амнистии. Ведь погашено всего чуть более 7 млрд тенге из озвученных комитетом ранее 210 млрд тенге. Как Вы поясните эти факты?

- Действительно, сумма погашения налогоплательщиками составила всего 3,6% от общей суммы недоимки, сформированной на 1 октября 2018 года. Однако здесь следует рассуждать аккуратно и правильно довести до сведения общественности следующее: каждому налогоплательщику предоставлено одинаковое право стать участником этой программы.

Время запуска амнистии соответствует глобальному усилению по борьбе с уклонением от уплаты налогов. Порядка половины всей задолженности - 44,4%, или 93,4 млрд тенге, - приходится на налог на добавленную стоимость (НДС). А этот вид налога подвержен высокому риску использования так называемых «серых» и «карусельных» схем по зачету НДС.

Задолженность наиболее распространена в строительной отрасли, оптовой и розничной торговле и в сфере предоставления услуг, на которые приходится более 60% задолженности, и прямо или опосредовано относятся к сфере государственных закупок (подрядчики, субподрядчики, поставщики на всех уровнях и другие). Если смотреть географически, то значительная концентрация долгов соответствует концентрации объемов налоговых поступлений: города Алматы (13,5%), Шымкент (13,4%) и Карагандинская область (13,8%).

Если выше мы говорили о преимуществах и уникальных возможностях от участия налогоплательщиков в амнистии при условии погашения основного долга, то давайте обсудим потенциальные проблемы и предпринимаемые комитетом шаги для того, чтобы амнистия была успешной.

Во-первых, проблемой является высокий уровень задолженности по лицам, обретшим статусы «Ликвидированные», «Банкроты», «Бездействующие» и прочие, по состоянию на текущую дату. Их количество 18 489 лиц с общей недоимкой 136,1 млрд тенге, или 65% от озвученной суммы на 1 октября 2018 года. Во-вторых, само объявление амнистии не влияет на поведение налогоплательщика. Решение налогоплательщика о присоединении к программе зависит от ресурсов и целенаправленных усилий.

К примеру, в списке лиц, потенциально подпадающих под амнистию, числится налогоплательщик, сумма недоимки которого составляет порядка 700 млн тенге. Недоимка образована в апреле 2017 года. В отношении налогоплательщика применены способы и меры принудительного взыскания, которые не привели к погашению. С апреля 2017 года предприятие не ведет финансово-хозяйственную деятельность, налоговую отчетность не представляет, отсутствует по юридическому адресу и по сведениям уполномоченных органов активов для погашения задолженности не имеет.

Следовательно, данный налогоплательщик претендует на амнистирование долгов перед бюджетом, однако до сих пор остается сомнительным его участие в программе.

Это общеизвестная мировая практика, когда налогоплательщик самостоятельно взвешивает выгоды и издержки от уклонения уплаты налогов. Часть предпринимателей остается в «тени». Поэтому, несмотря на обсуждаемую эффективность амнистии, перед комитетом остается исполнение трех обязанностей: это разъяснительная работа среди налогоплательщиков, налоговый контроль и обеспечение исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств в полном объеме. Организована работа уведомительного характера, всем адресно направлены извещения для принятия участия в программе, проведены в первом полугодии и запланированы во втором полугодии выездные семинары по регионам.

- В принципе приведенная Вами статистика и аргументация расставила все точки над i. А могли бы Вы рассказать подробно, когда амнистия реально помогла налогоплательщикам?

- В отличие от тех, кто еще пассивно остается в «тени», есть положительные примеры по перезагрузке бизнеса, который, казалось бы, спасти уже невозможно. Как я ранее отмечал, около 40 тыс. налогоплательщиков использовали возможность списания долгов. Если исключить бездействующих, банкротов, то это уже больше 50% должников. По ним были списаны пени, штрафы и, соответственно, сняты все ограничения и аресты с банковских счетов, имущества и другое, то есть появилась полноценная возможность дальше вести свой бизнес.

Приведу один из примеров по Актюбинской области. ТОО осуществляет технические услуги в области горнодобывающей промышленности и по состоянию на 1 октября имело непогашенную налоговую задолженность по корпоративному подоходному налогу 470 млн тенге, в том числе недоимка 138,3 млн тенге, пеня превышала основной долг почти в 3 раза. В результате участия в налоговой амнистии посредством уплаченного налога 138,3 млн тенге налогоплательщику списано пени в размере 331,6 млн тенге. Как вы понимаете, списание такой суммы положительно повлияло на корпоративный портфель компании.

По экспертным мнениям, у участников программы «Налоговая амнистия для малого и среднего бизнеса» - большие преимущества. Хотя методика уже отработана: погашение основной суммы долга приведет к списанию пеней и штрафов без заявления налогоплательщика. При необходимости, если при обнаружении непогашенной задолженности можно обратиться в местный орган государственных доходов, где получите необходимые расчеты и консультацию для списания долгов. Вместе с этим, по не включенным в список налоговой амнистии налогоплательщикам действуют иные способы расчетов с бюджетом, как рассрочка и отсрочка платежей.

- Спасибо Вам за интервью, за подробный анализ текущей ситуации по налоговой амнистии…

- В завершение мне хотелось бы, чтобы этот год прошел под знаком сотрудничества, взаимоуважения. Наш государственный орган открыт для рабочих и оперативных контактов по решению вопросов, вызванных налоговой политикой. Впереди еще 6 месяцев, и надеюсь, что в ближайшее время будет полная реакция со стороны предпринимателей, направленная на снятие накопленной долговой нагрузки по пеням и штрафам.

Автор Асхат Ахметбеков
Ключевые слова: Минфин РК, Малый бизнес,
Наверх