Погода
Астана 5 °С
Алматы 8 °С
Курс валют
USD 334.11
EUR 394.65
RUB 5.81
CNY 50.46

Канат Ахметов: Казахстанская музыка за рубежом очень хорошо воспринимается

25 Сентября 2017 15:46 1611

АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - 26 сентября художественный руководитель и главный дирижер Государственного духового оркестра РК, заслуженный деятель РК, профессор Канат Ахметов отмечает 60-летний юбилей. За годы своей карьеры маэстро сделал многое для поднятия уровня музыкальной, культурной и общественной жизни Казахстана. В 1990 году создал и возглавил первый профессиональный Государственный духовой оркестр Республики Казахстан, популярный, как на Родине, так и за рубежом, записал первый в истории республики компакт-диск с произведениями казахстанских композиторов, а также способствовал изданию первых партитур отечественных авторов для духового оркестра  за рубежом. В беседе с корреспондентом МИА «Казинформ» известный музыкант рассказал, как пережил трудные 90-е, и почему казахская музыка вызывает восторг у иностранцев.  

- Были ли в Вашей семье музыканты?

- Я первый музыкант в семье. Поскольку сталинский режим у многих отрезал прошлое. Дед был репрессирован, я его никогда не видел. Отец рано умер, заработал в зинданах ревматизм.

- Как Вы пришли в музыку? Не жалеете ли об этом?

- Меня мама привела в Карагандинскую областную музыкальную школу-интернат. Я об этом никогда не жалел и не жалею со второго дня учебы там. Меня сразу отдали на тромбон, потому что я в пионерских лагерях выдавал рулады на горне. Дирижированием увлекся в 9 классе, когда услышал вновь созданный в 1970 году в Московской консерватории Государственный духовой оркестр РСФСР. Мне понравилось, потому что там кроме духовой классики исполнялось переложение популярных классических произведений, было сыграно очень здорово. Тогда я попытался узнать, существует ли государственный духовой оркестр КазССР. Выяснилось, что нет.  И тогда, еще школьником, я решил, что выучусь и создам государственный духовой оркестр Казахстана. Детская мечта сбылась. Видимо, очень сильно хотел и шел к цели правильной дорогой.

-  Почему в трудные 90-ые Вы не бросили это дело и не ушли зарабатывать деньги в торговлю или бизнес?

- В первые годы независимости, действительно, время было тяжелое. Но мне повезло, что те люди, которые имели деньги, очень охотно делились ими. Если первая поездка в 1991 году во Францию на известнейший фестиваль финансировалась Министерством культуры СССР, то следующие поездки оплачивали ребята, которые говорили мне, что им интересно, чтобы казахская музыка звучала за рубежом. Сейчас проблем с финансированием нет, наш коллектив знают как в Казахстане, так и за рубежом. Мы просто любим музыку и отдаем ей всю свою душу и, если надо, жизнь.



null

- Какая именно казахская музыка звучала тогда в исполнении вашего оркестра?

- С созданием нового оркестра возникла необходимость в особом репертуаре, особенно в национальном. Первые переложения известных кюя Курмангазы «Балбыраун», произведений Еркегали Рахмадиева «Дайрабай», «Кудаша думан», Тлеса Кажгалиева «Кыз куу»  легко ложились на ноты для духового состава.

С первых шагов оркестра для нас начал писать очень хороший композитор Адиль Бестыбаев. Его произведения сразу нашли отклик в сердцах отечественной и зарубежной публики. Оркестр записал диск, изданный в Вене, с произведениями композитора. Это был первый в истории независимого Казахстана компакт-диск, который не оплачивал исполнитель. Все финансирование обеспечивал издатель, я каждому музыканту смог привезти по месячной зарплате и еще выдать диск, стоимость которого была сравнима с размером зарплаты.

Для нас писал мастер, преданный духовой музыке, композитор Владислав Парпибаев. По моей просьбе он написал балладу «Последняя молитва батыра Махамбета перед казнью». на стихи Олжаса Сулейменова  Просто гениальное произведение.

- Сейчас кто-нибудь пишет для Государственного оркестра РК?

- Сейчас с репертуаром проблем нет, примерно 50 на 50 соотношение зарубежной и казахстанской музыки. Все время пишут. Я раньше делал аранжировки, писал музыку, сейчас времени нет. Сейчас для нас сочиняет Юлия Лебедева, в этом году на концерте будет представлена симфония, посвященная Государственному духовому оркестру, которая была написана российским композитором специально для нас.

- Как  казахская музыка воспринимается зарубежным слушателем?   

- Казахстанская музыка за рубежом очень хорошо  воспринимается. Интонационный строй диатонический, близок европейскому слуху, но интонации и эмоции наши, казахские. Это всегда вызывает восторг.

- Расскажите немного о выступлении оркестра на ЭКСПО

Привезли программу серьезной музыки, постарались отобрать самую лучшую. Оркестр как всегда подошел к выступлению ответственно, слушатели остались довольны концертами, а это для нас самое важное.

- Одной из «фишек» Государственного оркестра являются праздничные концерты, где вы и музыканты позволяете себе немного пошутить. Чья это была идея?

- Идея моя. С конца 90-х наш оркестр дает концерты, посвященные Новому году и 8 марта, их мы целенаправленно делаем развлекательными, чтобы народ пошел в зал на наши концерты. Дошли до того, что сейчас за два, за три месяца именно на эти концерты билеты раскупают лучше всего. А после - повысилась посещаемость наших обычных концертов. Значит, что-то правильно мы сделали. Мы с моим коллегой Александром Беляковым таким образом расширяем аудиторию.

- Каковы Ваши ближайшие творческие планы?

  - У меня юбилейный год, лето было очень насыщенным, были очень интересные поездки в Корею, Японию, в ближайшее время намечается большая поездка в Караганду, где буду выступать с симфоническим оркестром, в Саратов, Москву с духовыми оркестрами. На юбилейный концерт  в Алматы приедут интересные исполнители, мои друзья-дирижеры, которые будут принимать участие в концерте, в программе концерта будет несколько премьер- произведений, написанных специально для ГДО РК. Ну и какой же день рождения без концерта? Как всегда отмечаю его на сцене в Алматы, 27 сентября открываем сезон государственного духового оркестра РК.

Автор: Альберт Ахметов
Ключевые слова: Культура, Рухани жаңғыру,
Loading...

Оставить комментарий

Наверх