Погода
Астана -5 °С
Алматы 4 °С
Курс валют
USD 332.21
EUR 391.74
RUB 5.57
CNY 50.08

Как бороться с фейковыми новостями, рассказали эксперты

6 Ноября 2017 18:36 1734

АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - В Алматы участники круглого стола «Казахстанское медиа-пространство: современные реалии» обсудили, как бороться с ложной информацией в интернете, передает корреспондент МИА «Казинформ». 

Словарь английского языка Коллинза внес фейковые новости (ложная сенсационная информация, распространяемая под видом новости) в список часто употребляемых словосочетаний и добавил в печатную версию словаря. По статистике, частота использования термина возросла в 3,5 раза по сравнению с прошлым годом.

Президент ОО «Клуб главных редакторов» Ерлан Бекхожин уверен, что причин, побуждающих СМИ сознательно публиковать фейковую информацию, несколько.

«Удобрением, питающим распространение фейков, является повсеместная информатизация общества и объективный рост влияния СМИ на жизнь социума. Все СМИ конкурируют друг с другом за скорость подачи информации и рейтинги. Но в жертву приносятся объективность и правдивость. Раньше фейки бытовали в виде слухов и разговоров на кухне, теперь благодаря интернету и смартфону фейкмейкеры получили большие возможности для своей деятельности. Фейковая информация подрывает доверие людей ко всей журналистике, в то же время отдельные СМИ специализируются на фейковых новостях. Причина - сращивание отдельных СМИ с бизнесом и политиками, что приводит к субъективизации информационных потоков, обслуживает узкий круг заказчиков», - сказал Ерлан Бекхожин.

Руководитель клуба «PR-шы» Шынар Жанибекова считает, что причиной возникновения фейковых новостей является слишком долгое ожидание достоверной информации.

«Единственным конкурентом фейковых новостей может быть достоверная информация. Ее получение требует определенное время, чтобы все перепроверить. Следовательно, пустое место в ожидании проверенной информации занимают фейки. Это тенденция, которую изменить можно благодаря поднятию уровня профессионализма сотрудников пресс-служб и журналистов, увеличению скорости не в ущерб качеству и достоверности информации», - отметила Шынар Жанибекова

По словам соучредителя ОО «Медиа Альянс» Армана Шураева, сейчас любой человек со смартфоном в руках является СМИ, что создает благодатную почву для распространителей фейковых новостей. Согласен с ним и вице-министр информации и коммуникаций РК Алан Ажибаев.

«В 2022 году по прогнозам аналитиков мы будем потреблять больше ложной информации, чем правдивой. Интересно, что доля соцсетей в Казахстане не самая большая. В казахстанском сегменте Facebook чуть более миллиона пользователей, из которых 400 тыс реальных аккаунтов. Во «ВКонтакте» сидят около 3,5-4 миллиона казахстанцев. Другое дело, что это как раз активная часть общества, в том числе молодежь от 18 до 26 лет, которая в отличие от старшего поколения не чувствует манипулятивность, некритически воспринимает новости, оценивает их исключительно по заголовку и сопровождающему твиту. И эти люди будут формировать информационное поле»,- говорит Алан Ажибаев.

Госслужащий предлагает работать с молодежью и журналистами, чтобы они критически относились к любой информации.
Поддерживает его и Ерлан Бекхожин, уверенный, что штрафами распространение фейков не остановить.

«Надо созреть СМИ и гражданам, образовательным организациям воспитывать аудиторию, журналистам работать с рекламодателями, которым, в свою очередь, стоит вводить черные списки для СМИ, публикующих фейки», - говорит Ерлан Бекхожин.

По мнению соучредителя ОО «Медиа Альянс», председателя Наблюдательного совета Atameken Business Channel Каната Сахариянова, при анализе ложной информации важно различать понятие «ошибка» и «фейк».

«Журналист имеет право на ошибку. Если ошибка, то законодательно он не должен быть наказан. Но СМИ должны предпринимать усилия, чтобы распространить информацию-опровержение, признать ошибку. Если ложь подается целенаправленно, как фейк, то наказание должно быть неотвратимым и суровым. Потому что масс-медиа играет большую роль в обществе. Должно быть критическое мышление, чтобы просматривать, стоит ли доверять новости, тому или иному СМИ. То же касается социальных сетей. Там давно работают профессиональные боты и тролли. Созданы 20 аккаунтов у одного человека, и он с каждого аккаунта креативит. Людям необходимо анализировать активность аккаунтов, смотреть, на кого подписан он, кто на него подписан, что говорит, что комментируют, меняет ли резко тему»,- говорит Канат Сахариянов.

Ранее на этом же круглом столе прозвучали мнения о системе подготовки журналистских кадров в Казахстане.

Автор: Альберт Ахметов
Ключевые слова: СМИ, Алматы,
Loading...

Оставить комментарий

Наверх